Philharmonic Society of St. Petersburg Филармоническое общество Санкт-Петербурга Philharmonic Society of St. Petersburg In English

Брамс Лаула: доверительно и без иллюзий

После успеха программы «Сокровенные пьесы», исполненной в прошлом сезоне, Петр Лаул, к удовольствию его преданной публики, решил дать с почти тем же названием цикл из трех концертов, посвященных фортепианной музыке Брамса, Шуберта и Бетховена. Эти композиторы объединены не только городом, в котором они жили – Веной, но и общим тоном выбранной Лаулом музыки, которая была и остается сердцевиной музыкальной культуры поскольку говорит о самых важных для каждого человека чувствах – любви, смерти, надежде, безнадежности. Говорит доверительно и негромко, порою вполголоса, от первого лица, от сердца к сердцу, сокровенно.
Программа первого концерта, состоявшегося 26 февраля, включала фортепианные пьесы опусов 116-119 Брамса. Короткие и содержательные комментарии, сделанные самим Лаулом, не только раскрывали историю создания этих произведений, но и настраивали слушателей на возвышенный лад.
Читать дальше>>

Франция и не только…

30 января 2024 года Филармоническое общество подарило петербургской публике удивительный вечер камерной музыки! Этот концерт определённо привлек к себе внимание слушателей: разнообразная программа и состав исполнителей не могли остаться незамеченными.
На сцене — Инга Дзекцер(фортепиано), Анастасия Калагина(вокал), Андрей Росцик(скрипка) и Алексей Жилин (виолончель). В полном составе музыканты открыли концерт, исполнив романс«Прекрасный вечер» Дебюсси. Звучание, тембры, диалоги между инструментами увели слушателей в волшебный мир импрессионизма. Пожалуй, с первых же нот стало понятно, что не только этот романс, но и весь дальнейший вечер будет действительно прекрасен.
Читать дальше>>

Квинтэссенция романтизма

В этом году Филармоническое общество Санкт-Петербурга совместно с Академической Капеллой реализовали очень интересный и масштабный проект: «Антология фортепианного концерта». С октября по декабрь в течение пяти вечеров прозвучали 15 знаменитых концертов для фортепиано с оркестром в исполнении петербургских пианистов: выступали как восходящие звезды, так и уже заслужившие признание публики мастера. Могу сказать, что проект действительно удался, а его реализация была на высшем уровне.
Читать дальше>>

Триумф романтизма

29 ноября состоялся четвертый вечер в рамках «Антологии фортепианного концерта». Уже на протяжении месяца этот проект представляет публике лучшие образцы романтического концерта и блистательных петербургских пианистов. Сегодняшний вечер был одним из самых ярких за все времясуществования проекта.
Читать дальше>>

Петербургские пианисты играют музыку московских композиторов

В октябре, в Зеркальном зале Дворца Белосельских-Белозерских состоялся очередной вечер цикла «Фортепианные концерты отечественных композиторов 40-х – 80-х годов ХХ века», организованный Филармоническим обществом Санкт-Петербурга совместно с Санкт-Петербургским академическим симфоническим оркестром под руководством Александра Титова.
На этот раз программа включила в себя крайне редко исполняемые концерты трех москвичей -- Алемдара Караманова, Николая Пейко и Николая Капустина, -- несомненно обладающих индивидуальной техникой композиторского письма и своим неповторимым стилем.
Читать дальше>>

«Фортепианные концерты отечественных композиторов
40-х - 80-х годов ХХ века»

В этом сезоне Филармоническое общество Санкт-Петербурга подарило публике новый проект — «Фортепианные концерты отечественных композиторов 40-х - 80-х годов ХХ века». Благодаря этому циклу концертов слушатели знакомятся с произведениями, которые в конце двадцатого столетия исполнялись нечасто или вовсе были забыты и только сейчас возвращаются на сцену.
3 октября в Зеркальном зале Дворца Белосельских-Белозерских состоялся первый вечер, где выступили три пианиста — Александр Кашпурин, Елизавета Украинская и Александр Маслов — вместе с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Титова.
Читать дальше>>

От романтизма к джазу

3 октября во Дворце Белосельских-Белозерских Филармоническим обществом Санкт-Петербурга совместно с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром был открыт концертный цикл, посвященный фортепианным концертам отечественных композиторов 40-80х годов XX века. В первый вечер солисты в лице Александра Кашпурина, Елизаветы Украинской и Александра Маслова представили публике музыку Ю. Крейна, А. Эшпая и А. Цфасмана.
Читать дальше>>

Антология фортепианного концерта. Вечер второй

14 октября в зале Государственной академической Капеллы прошел второй вечер в рамках концертного цикла Филармонического общества Санкт-Петербурга «Антология фортепианного концерта». Яркие петербургские пианисты представили публике концерты для фортепиано с оркестром Брамса, Шопена и Рахманинова. Изначально планировалось два отделения, но в последний момент было решено сделать три – на каждый концерт. Учитывая монументальность каждого сочинения, это решение было, безусловно, оправданным.
Читать дальше>>

Антология, о которой можно было только мечтать

Свобода самовыражения, тонкое мироощущение, внутренние переживания, образы одиночества, мечты и томления – вот лишь некоторые составляющие эстетических тенденций эпохи музыкального романтизма. И особое место в этой эпохе занял жанр фортепианного концерта.
Новое звучание и роль симфонического оркестра, не просто сопровождающего солирующий рояль, а вступающего с ним в полноценный диалог, а также небывалая масштабность и виртуозность фортепианной партии и сегодня вызывают неподдельный интерес как у исполнителей, так и у слушателей.
Читать дальше>>

Вечер романтических концертов

8 ноября 2023 года состоялся вечер в рамках цикла «Антология фортепианного концерта», в котором звучат самые известные сочинения этого жанра в исполнении петербургских пианистов. Данный проект Филармонического общества Санкт-Петербурга по-настоящему полюбился публике. Концерты пользуются большим успехом как у любителей классической музыки, так и у профессиональных музыкантов.
Читать дальше>>

День пианиста в Капелле

Что может быть лучше, чем празднование Дня пианиста прослушиванием трёх концертов для фортепиано с оркестром? Эта ли мысль пришла в голову людям, пришедшим в Капеллу 8 ноября на вечер из цикла «Антология фортепианного концерта», организованного Филармоническим обществом Санкт-Петербурга, или другая, но зал был полон. Услышать фортепианные концерты Брамса, Шумана и Рахманинова в исполнении Симфонического оркестра Капеллы под управлением Александра Чернушенко и солистов Евгения Изотова, Анны Шелудько и Александра Кашпурина соответственно пришли как меломаны всех возрастов, так и студенты и их преподаватели.
Читать дальше>>

«Серебряная лира» продолжается

Традиционный осенний фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» -своеобразная визитная карточка Филармонического общества Санкт-Петербурга – уже в четырнадцатый раз прошел в Большом и Малом залах нашей филармонии. Как и обычно, состоящий из восьми концертов, фестиваль, пусть не без трудностей, все же сохранил свою международную составляющую. Наряду с российскими исполнителями, петербургские любители камерного исполнительства смогли познакомиться с музыкантами из Турции и Китая.
Открытие и закрытие фестиваля прошло в Большом зале Филармонии, а остальные шесть концертов – в Малом зале им. М.И. Глинки.
Читать дальше>>

Вечер фортепианных фантазий в Малом зале Филармонии

Последний день октября Малый зал Филармонии провожал концертом "Вечер фортепианных фантазий" в рамках XIV международного фестиваля камерного исполнительства "Серебряная лира" и полным залом. Выступление Евгения Изотова собрало в доме Энгельгардта профессионалов и любителей камерной музыки, друзей, учеников и коллег пианиста.
Исполненные в рамках одного концерта, фантазии, однако, отличались одна от другой: каждая содержала в себе неповторимый мир образов, чувств и переживаний. Прозвучали, преимущественно, фантазии композиторов-романтиков, а также классика – Моцарта.
Читать дальше>>

Моцарт и Гайдн наших дней

Четырнадцатый музыкальный фестиваль «Серебряная лира» открылся в Петербурге нетривиальной программой
Художественный директор фестиваля, руководитель Филармонического общества Петербурга Борис Березовский тепло поприветствовал публику Большого зала филармонии, где состоялось открытие фестиваля. Он сообщил, что ему, как организатору восьмидневного марафона, было непросто по двум причинам. Во-первых, начало «Лиры» совпало с большой конкуренцией в концертной жизни городаэтой осенью, а во-вторых, возниклипроблемы с поддержанием международного статуса фестиваля. «Несмотря на известные политические сложности, — сказал он — фестиваль все же сохранил свою международную составляющую.
Читать дальше>>

Марафон русской музыки

Верность традиции – великое дело! Вот уже в шестой раз подряд Филармоническое общество Санкт-Петербурга в содружестве с музыкальным агентством «Интерпроект – Санкт-Петербург» радует наших меломанов большим концертом-марафоном, на этот раз посвященном сочинениям русских композиторов, современников Чайковского, Рахманинова и Скрябина.
Читать дальше>>

Фортепианный концерт-марафон в Большом зале Филармонии

Концерты-марафоны в Большом зале Филармонии, проводимые музыкальным агентством «Интерпроект – Санкт-Петербург» под патронатом Филармонического общества нашего города, стали доброй традицией и ожидаемым событием. Почти 4 часа классической музыки - отличный способ приятно и с пользой провести время. Этому способствовали не только блестящие исполнители - пианисты-виртуозы (организаторы всегда собирают на концертах-марафонах лучших), но и, как обычно, нетривиальная программа.
Читать дальше>>

От барокко – к романтизму

30 мая Филармоническое общество Санкт-Петербурга подарило публике вечер, запомнившийся исполнителями, программой концерта и, конечно, особенной атмосферой, царившей в Малом зале Филармонии. Ее, безусловно, ощутили и постоянные слушатели, многих из которых знаешь в лицо и не упустишь возможности обменяться впечатлениями в антракте.
Читать дальше>>

И вновь Марафон!

Согласно легенде, греческий воин по имени Фидиппид  в 490 году до н. э. после битвы при Марафоне, чтобы возвестить о победе греков, пробежал без остановок от Марафона до Афин. Добежав, он успел крикнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. Впрочем, эта легенда не подтверждается документальными источниками; согласно Геродоту, Фидиппид был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее, чем за два дня. Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины, впервые появилась у Плутарха в эссе «Слава Афин» в первом веке нашей эры (более, чем через 550 лет после реальных событий).
Читать дальше>>

Земное и Вечное

30 мая В Малом зале Филармонии прошел вокальный вечер, организованный Филармоническим обществом Санкт-Петербурга, на котором предстала перед публикой блистательная Цветана Омельчук. Концерт был интересен не только исполнителями, но и своей программой: произведениями Антонио Вивальди и очень интересной премьерой - романсами Бориса Леонидовича Березовского, президента Филармонического общества Санкт-Петербурга.
Читать дальше>>

Сокровенные пьесы Петра Лаула

Не многие исполнители рискнут выйти в Большой зал Филармонии с программой, подобной той, которую представил Петр Лаул на своем вечере, организованном 9 марта 2023 года Филармоническим обществом Санкт-Петербурга. Более, чем двухчасовой концерт состоял почти весь из отдельных миниатюр – от Хоральных прелюдий Баха до Музыкальных моментов Рахманинова и пьес Скрябина, предваряемых краткими и образными характеристиками, данными самим пианистом.
Выбор пьес объясняет само название: это любимые пьесы самого Петра Лаула, впрочем, как оказывается – это и любимые пьесы слушателей, те сочинения, которые мы любим слушать или играть в домашнем, интимном кругу, среди друзей и близких. Парадокс этого замысла очевиден: такие пьесы лучше всего звучат в полутьме гостиных, при свечах, для нескольких слушателей. Не потеряют ли они свою хрупкую красоту и задушевность, вынесенные на эстраду полуторатысячного зала? Не станет ли утомительным их калейдоскоп, разворачивающий панораму трехвековой истории фортепиано?
Читать дальше>>

РЕЦЕНЗИЯ на компакт-диск «Музыка военной поры. Часть 19. С. В. Евсеев. Третья симфония. Концерт для кларнета и симфонического оркестра»

Одним из ярких событий в жизни музыкального сообщества стал проект записей, осуществляемый Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром «Музыка военной поры». Главная идея проекта — обращение к произведениям, написанным в годы Великой Отечественной войны и ставшими подлинным документом эпохи, его «музыкальной летописью», в которой отразились тяготы и надежды людей в труднейшие военные годы. Девятнадцатый диск посвящен творчеству композитора, музыковеда, педагога — Сергея Васильевича Евсеева, внесшего значительный вклад в российскую музыкальную культуру. Если теоретические труды востребованы и в наши дни, то его композиторские работы еще не получили должного освещения. Вместе с тем их художественные достоинства неоспоримы и заслуживают самого пристального изучения. Компакт-диск СПбГАСО, посвященный симфоническим сочинениям С. В. Евсеева, призван восполнить существующий пробел и обращен к самому широкому кругу слушателей.
Читать дальше>>

РЕЦЕНЗИЯ на компакт-диск «Музыка военной поры. Часть 19. С. В. Евсеев»

«Музыка военной поры» — проект записей, осуществляемый Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром (Художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор А. В. Титов) вносит существенный вклад в сохранение традиций отечественной музыкальной культуры и популяризацию творческого наследия российских композиторов. В полной мере это относится к последнему — девятнадцатому — из серии выпущенных дисков с записью музыкальных произведений известного композитора, ученого, критика, чья деятельность связана с Московской школой — Сергея Васильевича Евсеева (1894–1956).
Читать дальше>>

Отзыв на диск с записями
Концерта для кларнета с оркестром на русские темы A-dur op.47 (1944) и Симфонии Es-dur №3 op.48 (1945) С.В.Евсеева

Исполнители: Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова, солист Александр Васильев (кларнет).2022.
Диск с записями Концерта для кларнета с оркестром на русские темы A-dur op.47 (1944) и Симфонии Es-dur №3 op.48 (1945) Сергея Васильевича Евсеева (1894-1956) уникален. Он открывает незаслуженно забытое имя выдающегося музыканта и высоко ценимого в свое время композитора, ученика С. И. Танеева и А. Б. Гольденвейзера.
Читать дальше>>

Возвращение шедевров

В начале декабря сего года во Дворце Белосельских-Белозерских состоялся третий, завершающий концерт проекта «Забытые шедевры русского симфонизма», который при поддержке Комитета по культуре был осуществлен Фондом поддержки и развития Филармонического общества Санкт-Петербурга совместно с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Титова.
В программу концерта вошли три действительно крайне редко исполняемых сочинения: симфоническая картина Антона Рубинштейна «Дон Кихот», пять романсов Рейнгольда Глиэра и Вторая симфония Петра Ильича Чайковского. Оркестр в целом достойно справился с непростой задачей. С одной стороны, Александру Титову предстояло воскресить сто лет не исполнявшееся симфоническое полотно Рубинштейна, с другой – представить малоизвестные романсы Глиэра в оркестровом наряде, а с третьей – прочесть симфонию Чайковского, имеющую давние традиции своего исполнения, как сочинение, звучащее едва ли не впервые.
Читать дальше>>

Симфония военной поры

Среди любителей академического музыкального искусства нередко возникают споры вокруг сакраментального вопроса: следует ли включать в программы симфонических и камерных концертов сочинения, написанные достаточно давно, но так и не сумевшие обрести широкой слушательской популярности.
Одни говорят, что этого делать ни в коем случае не надо. То, что малоизвестно, и должно оставаться втуне, так как явно не отвечает требованиям, предъявляемым к вершинным достижениям того или иного жанра. Было бы иначе – наши предшественники уже давно бы включили эти сочинения в концертный оборот.
Противники же этой точки зрения утверждают обратное, говоря, что очень многое из того, что забыто, - забыто незаслуженно, и нуждается в обязательном возрождении.
Читать дальше>>

Все классики в одной афише

Афиша октябрьского концерта Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова в Зеркальном зале дворца Белосельских-Белозерских привлекла к себе внимание своей необычностью. И действительно, когда это было, чтобы в программе одного концерта оказался представлен практически весь цвет русской музыки -- Глинка, Даргомыжский, Лядов, Кюи, Гречанинов и Иполитов-Иванов?
Оказалось, что этот концерт открывал проект, названный, быть может, и высокопарно, но тем не менее достаточно точно: «Забытые шедевры русского симфонизма». Исполненные в концерте две, практически неизвестные увертюры Михаила Глинки, оркестровое «Болеро» и романсы Александра Даргомыжского, «Танец Амазонки» Анатолия Лядова, виолончельные пьесы Цезаря Кюи, сюита из оперы Александра Гречанинова «Добрыня Никитич» и «Марш Сардара» Михаила Ипполитова-Иванова вряд ли были знакомы хотя бы одному из многих слушателей в зале.
Читать дальше>>

Спонтанность — форма искренности

Уже на протяжении нескольких десятилетий среди музыковедов не утихает спор, можно ли считать джаз классической музыкой? Начало этому спору было положено еще в 1984 году в работе Гровера Сэйлса «Джаз: Классическая музыка Америки», публикация которой спровоцировала появление немалых баталий в культурной сфере.
Джаз часто воспринимают как развлекательную музыку, и на то есть веские причины: ведь огромное влияние на формирование этого направленияв музыке оказала танцевальная культура первой половины двадцатого века. Однако сейчас можно с уверенностью сказать, что джаз — серьезное и самодостаточное искусство.
Читать дальше>>

Наконец-то фортепианный квартет!

Часто ли мы можем увидеть на афишах такой состав: скрипка, альт, виолончель и… фортепиано? В эпоху венского классицизма наиболее популярными были струнные квартеты. В творчестве Гайдна, Моцарта их огромное количество. Струнный квартет – своего рода маленький струнный оркестр, способный передать множество чувств, эмоций, оттенков в музыке. А что произойдет, если привычный состав дополнит рояль – король инструментов? И часто ли слушатели встречаются с таким ансамблем?
2 ноября в Малом зале Филармонии под эгидой Международного фестиваля «Серебряная лира», организованного Филармоническим обществом Санкт-Петербурга, прошёл именно такой концерт. На сцене прозвучали фортепианные квартеты Бетховена, Шумана и Дворжака в исполнении музыкантов «Генезис-квартета»: Павла Товпича (фортепиано), Сандры Патрикеевой (скрипка), Наила Бакиева (альт) и Наталии Нескромной (виолончель). «Генезис-квартет» был основан недавно музыкантами Михайловского театра и Академической Капеллы, но уже привлек к себе внимание как слушателей, так и профессиональных критиков.
Читать дальше>>

Вечер камерной музыки в Филармонии

Прекрасный по программе и атмосфере концерт состоялся 2 ноября в Малом зале Филармонии.Сама программа уже привлекала: жанр фортепианного квартета – нечастый гость концертных залов. Заинтересовал и состав исполнителей – «Генезис-квартет», в составе которого – Павел Товпич (фортепиано), Сандра Патрикеева (скрипка), Наил Бакиев (альт), Наталия Нескоромная (виолончель), и выбор репертуара.
Квартеты были исполнены в хронологическом порядке (Бетховен – Шуман – Дворжак), что отправило слушателей в некое музыкальное «путешествие» по эпохам и странам, охватившееболее чем вековой временной промежуток.
Читать дальше>>

«Генезис» - начало!

2 ноября в рамках фестиваля «Серебряная лира» впервые выступил недавно родившийся фортепианный «Генезис-квартет», в состав которого вошли артисты оркестров Михайловского театра и Академической капеллы – Сандра Патрикеева (скрипка), НаилБакиев (альт), Наталия Нескоромная (виолончель), и пианист Павел Товпич.
Вероятно, выбор названия ансамбля был обусловлен желанием музыкантов подчеркнуть факт создания постоянного коллектива, претендующего на статус совершенно нового явления в музыкальной жизни Петербурга. Понятно, что ансамбль в данный момент находится на начальном этапе своего становления, и ему еще предстоит пройти немалый путь для формирования своего законченного вида. Но состоявшийся концерт показал, что у коллектива имеются все возможности для достижения искомой цели.
Читать дальше>>

Карнавал стилей.

Тринадцатый по счету Международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» в очередной раз преподносит публике настоящие изумруды музыкального мира. Сцену и рояль Малого зала Филармонии 1 ноября делили Евгений Изотов и Анна Шелудько. Помимо камерных сочинений Рахманинова, Аренского и Шопена публика насладилась и сольными фортепианными циклами, открывающими каждое из отделений концерта: Пять прелюдий для фортепиано, ор. 16 Скрябина и Два ноктюрна, ор. 27 Шопена в исполнении А. Шелудько и Е. Изотова соответственно.
Читать дальше>>

Музыка на все времена.

В холодный осенний день 31 октября мне довелось посетить концерт музыки для скрипки и фортепиано в Малом зале Петербургской филармонии, где выступали Гайк Казазян (скрипка) и Инга Дзекцер (фортепиано). Вечер проходил в рамках XIII Международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира». Организация самого фестиваля произвела приятное впечатление. В зрительном зале практически не было свободных мест. Такие фестивали предлагают зрителям прекрасную возможность познакомиться с произведениями разных временных эпох в исполнении современных музыкантов на высоком профессиональном уровне. В первое отделение вошли два контрастных цикла: соната Вольфганга Амадея Моцарта для скрипки и фортепиано Ми-бемоль мажор и соната для скрипки и фортепиано Франсиса Пуленка. Произведения глубоко контрастны друг другу. Даты их создания разделяют несколько веков. Моцарт – представитель венской классической школы XVIII века, в свою очередь, Пуленк – виднейший из участников французской «Шестёрки» XX века. Контраст двух творений присутствует и в образном плане: гармоничность, лёгкость и изящество моцартовской сонаты противопоставляется тревожному, экспрессивному звучанию сонаты Пуленка. Слушателям предлагается сравнить и сопоставить музыку абсолютно разных исторических эпох. Такое решение в выборе программы первого отделения концерта, построенной на ярком контрасте, подчеркивает и усиливает различие двух музыкальных произведений и даёт импульс всему концерту.
Читать дальше>>

Диалектика ансамбля.

31 октября в стенах Малого зала Филармонии состоялся дуэт двух замечательных музыкантов - скрипача Гайка Казазяна и пианистки Инги Дзекцер, участников XIII Международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира».
Гайк Казазян - музыкант тонко одаренный, не пренебрегающий экстатическими вольностями, умело интерпретирующий музыку разных эпох и жанров, дал публике колоссальный эмоциональный заряд и множество поводов для похвалы. Однако его искусство, как искусство каждого музыканта, выступающего в дуэте, не могло существовать обособленно.
Читать дальше>>

Торжество ансамбля.

Недостаточно быть просто хорошим музыкантом, чтобы играть в ансамбле. Для этого нужно нечто большее, ведь ансамблевое исполнительство — это особое искусство. И его владением на самом высоком уровне обладает Петербургское трио в составе Станислава Соловьева (фортепиано), Юрия Ущаповского (скрипка) и Никиты Зубарева (виолончель). Музыканты выступили на фестивале "Серебряная Лира" 30 октября и произвели настоящий фурор. Чистейшая интонация струнных, безупречная блестящая техника пианиста, постоянное взаимодействие музыкантов между собой и цельность ансамбля, а также полная самоотдача и точное попадание в музыкальный образ не могли никого оставить равнодушным.
Читать дальше>>

Дух романтизма.

Дуэт — это, пожалуй, один из самых распространенных и популярных камерных составов. 29 октября в малом зале филармонии в рамках фестиваля “Серебряная лира” прошел концерт камерной музыки, на котором выступили Михаил Радунский (виолончель) и Инга Дзекцер (фортепиано). И если многими любимая пианистка является частым и почетным гостем филармонической сцены, то виолончелист — лицо новое и тем самым привлекающее к себе особое внимание.
В этот вечер была представлена разнообразная, интересная и глубокая программа, составленная преимущественно из романтической музыки. Открывало концерт произведение Макса Бруха “KolNidrei”, одна из визитных карточек композитора. Это серия вариаций на две темы еврейского происхождения. Первая из них происходит из молитвы “Кол Нидрей”, что значит “Все обеты”, а вторая - из музыки Исаака Натана к поэме Байрона.
Читать дальше>>

Когда звучит Бах.

Наследие великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха по сей день вызывает огромный интерес и отклик у слушателей. Поэтому неудивительно, что на концерте 28 октября в Малом зале филармонии в рамках Международного фестиваля камерного исполнительства “Серебряная Лира” был аншлаг. Дошло до того, что часть слушателей сидела на самой сцене. Я думаю, что есть две основные причины, по которым к концерту был вызван такой интерес. Первая из них - это программа. 6 Бранденбургских концертов Баха в один вечер - событие действительно знаковое и масштабное. Изумительной красоты цикл, который был очень любим самим композитором, но при его жизни ни разу не исполнялся. Впрочем, он и сейчас весьма редко исполняется целиком, этому способствуют весьма немаленькая длительность (около 2 часов) и сложность воплощения, которая требует от музыкантов высочайшего мастерства.
Читать дальше>>

Спектакль без декораций.

27 октября 2022 года состоялось открытие ХIII международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира». И если прошлогодний фестиваль из-за ковида был вынужденно проведен в онлайн-формате (музыканты исполняли свои программы в пустых залах, находясь один на один с видео-оператором), то открытие фестиваля в нынешнем году явилось действительно долгожданным: музыканты и публика вновь встретились в стенах Большого зала Филармонии.
Перед слушателями предстали оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная симфония» во главе с его художественным руководителем и дирижером Фабио Мастранджело, а также вокалисты – солисты театра, сопрано Анна Викулина и Назия Аминева, меццо-сопрано Елизавета Михайлова, тенор Клим Тихонов и баритон Тигрий Бажакин.
Читать дальше>>

ПАМЯТИ МИХАИЛА ГРИГОРЬЕВИЧА БЯЛИКА

Михаил Григорьевич Бялик прожил невероятно интересную и содержательную жизнь. Первая треть ее прошла в Киеве (с перерывом на эвакуацию в Сибирь и работу в Днепропетровске после Киевской консерватории). Он прекрасно говорил по-украински, написал книги о Льве Ревуцкоми статьи об украинских классиках. А последние двадцать лет он с семьей прожил в Гамбурге.Блестяще говорил по-немецки и продолжал ходить на концерты, писать, вести переписку, бегать на Рыбный рынок и принимать бесчисленных гостей.
А с середины 1950-х по 2003 год, почти полвека, они с женой Ириной Яковлевной и дочкой Катей жили в Петербурге. Для ленинградского музыкального мира Бялик был персоной ключевой: и для консерватории, и для оперного мира, и, конечно, для всей светской филармонической аудитории. Достаточно сказать, что именно он был инициатором возрождения Филармонического общества.
Читать дальше>>

Фортепианные концерты Рахманинова.
Проект Филармонического общества Санкт-Петербурга

Беспроигрышный вариант – поставить в два вечера в БЗФ Санкт-Петербурга цикл из 6 фортепианных концертов Рахманинова (первый – в двух редакциях плюс Рапсодия на тему Паганини) – был осуществлен Филармоническим обществом Санкт-Петербурга в первые дни сентября. Все составляющие успешного мероприятия были здесь налицо. Во-первых, конечно, сам композитор, чья популярность после недавно прошедшего Конкурса имени Рахманинова возросла невероятно, композитор, воплотивший все лучшие черты русского характера – широту его души, неизбывную тоску его несвершенности, мощь духа и покорность судьбе. Во-вторых, лучше места, чем Большой зал филармонии, в Петербурге невозможно представить даже сегодня, когда с этим храмом искусств или, говоря менее возвышенно, словами Ираклия Андронникова, «лучшим местом на земле, где я готов мусор в горсточку собирать», успешно соревнуются залы Мариинки-3, Дома радио и Капеллы. В-третьих, истосковавшаяся после летнего перерыва публика. Публика, уже вернувшаяся с дач и еще не оглушенная трагическими событиями конца сентября. Ну, и наконец, звездный состав исполнителей – новая молодая поросль, пестуемая Борисом Березовским, нашим Березовским, питерским подвижником, чей энтузиазм противостоит надвигающемуся хаосу.
Читать дальше>>

Верность традиции.

Петербургские меломаны хорошо знают, что в год круглой годовщины Сергея Рахманинова, или накануне этой даты, Филармоническое общество Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по культуре, как правило, в сентябре, еще до начала филармонического сезона, проводит двухдневный рахманиновский цикл, посвященный едва ли не лучшим симфоническим сочинениям отечественного гения – а именно, его концертам для фортепиано с оркестром.
И петербургская публика всякий раз дружно откликается на это событие. Не стал исключением и нынешний рахманиновский диптих, вызвавший традиционный слушательский интерес. Возьмусь утверждать, что все пришедшие на эти концерты, во всяком случае, на первый из них, который мне довелось посетить, ничуть об этом не пожалели.
Читать дальше>>

Да здравствует Рахманинов!

Не будет преувеличением сказать, что в последние годы концертная деятельность Филармонического общества Санкт-Петербурга стала привлекать к себе повышенное внимание любителей музыки. Во всяком случае, одной из заметных визитных карточек работы Общества, вне всякого сомнения, явились фортепианные концерты-марафоны.
В течение последних шести лет в исполнении петербургских пианистов - и, прежде всего, молодых –в Большом зале Филармонии по инициативе Общества прозвучали развернутые монографические программы, посвященные Скрябину, Прокофьеву, Шопену, Листу, Рахманинову, а также жанру фортепианного этюда. Успех, выпавший на долю этих вечеров в трех отделениях, легко объясним: умело выстроенные программы дали возможность молодым артистам показать себя с лучшей стороны, а их поклонникам – возможность испытать море незабываемых впечатлений.
Читать дальше>>

Марафон фортепианных этюдов

Кто бы мог подумать, что филармонический концерт, составленный исключительно из фортепианных этюдов, может оказаться столь содержательным и интересным? А вот поди ж ты! Оказалось, может!
И действительно, традиционный уже концерт-марафон, организованный на этот раз музыкальным агентством «Интерпроект «Санкт-Петербург» совместно с Филармоническим обществом, стал подлинным событием музыкальной жизни нашего города.
Читать дальше>>

Фортепианные этюды как смотр петербургских пианистов

Все это на первый взгляд странно, но приходится признать, что форма концерта-марафона, предложенная и впервые реализованная пять лет тому назад Филармоническим обществом Санкт-Петербурга, обрела свое прочное место на весенне-летней афише Большого зала нашей Филармонии.
Эти масштабные концерты в трех отделениях, посвященные творчеству того или иного знаменитого композитора-пианиста прошлых веков, призванные не только отдать дань выдающимся творениям великих авторов, но и продемонстрировать достижения современной петербургской пианистической школы, сразу же привлекли внимание ценителей фортепианного искусства. Читать дальше>>

Праздник петербургской виртуозности

В конце мая 2022 Музыкальное агентство «Интерпроект – Санкт-Петербург» и Филармоническое общество Санкт-Петербурга представили в Большом Зале Филармонии очередной амбициозный проект: «Марафон фортепианных этюдов». 21 исполнитель, среди которых были и известные музыканты – Петр Лаул, Павел Райкерус, Олег Вайнштейн, Александр Пироженко, Евгений Изотов, Михаил Бенедиктов, Николай Мажара, Ника Мельникова – и молодые лауреаты – Елизавета Украинская, Александр Кашпурин, Илья Папоян, Тимофей Калмыков и пока еще не столь известные широкой аудитории Наталья Лисанова, Наталия Учитель, Алиса Духовлинова, Евгений Савельев, и молодые педагоги – Алексей Григорьев, АннаШелудько, Дмитрий Павлий и, наконец, прославленный «ПетроДуэт» – Анастасия Рогалева и Дмитрий Петров - сменяя друг друга, как бегуны на эстафете, развернули перед восхищенными слушателями увлекательную панораму развития жанра фортепианного этюда.
Читать дальше>>

Игра в одних темпераментах
Концерт фестиваля «Серебряная лира»: 11 декабря Александра Коробкина (скрипка), Ксения Гаврилова (фортепиано)

Очередной приятный вечер я провела в компании фестиваля «Серебряная лира». Не скрою, что выбираю для прослушивания именно камерно-инструментальные ансамбли. Трио было в прошлый раз, теперь же я целенаправленно села слушать дуэт Александры Коробкиной (скрипка) и Ксении Гавриловой (фортепиано).
Прежде всего, хочется отметить соответствие темпераментов у музыкантов, что бывает нечасто. В профессиональной среде нередки ситуации, когда дуэты складываются с двух-трех репетиций; часто приходится слышать в ансамбле музыкантов с очень разными подачами, желаниями, характерами. Коробкиной и Гавриловой удалось качественноеанасамблевоевзаимодействие.
Мне импонирует выбор программы концерта. Это не был типичный набор сонат для скрипки и фортепиано.Помимо сонаты,прозвучало циклические формы и пьесы, что позволило музыкантам в полной мере продемонстрировать звуковые и партнерские возможности дуэта.
Читать дальше>>

Квартет имени Танеева
на XII Международном фестивале камерного исполнительства
«Серебряная лира»

Фестиваль «Серебряная лира» планировалось провести с 29 октября по 5 ноября, но из-за локдауна все мероприятия приостановились, закрылись залы, а зарубежные исполнители не смогли приехать. Художественный директор фестиваля Борис Березовский все же не отступил и провел его в онлайн-формате. Записывалиськонцерты в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии.
Квартет имени Танеева исполнилПять новеллетт Александра Глазунова и Первый квартет Шостаковича. Сегодня в Квартете имени Танеева играют замечательные музыканты, артисты Заслуженного коллектива России государственного симфонического оркестра филармонии скрипачи Илья Козлов и Дмитрий Корявко, альтист Денис Гончар и виолончелист Дмитрий Еремин.
Читать дальше>>

От барокко к Бартоку

Завершающий фестиваль концерт был отдан “Солистам Санкт-Петербурга” - одному из известнейших камерных ансамблей во главе со скрипачом Михаилом Гантваргом. В полистилистической программе коллектива нашлось место и барокко, и Шнитке с Бартоком. При этом пестроты и винегрета не возникло. Расскажем, почему.
Оркестр начал программу с барочного зачина - Кончерто-гроссо Ре-мажор Генделя, в котором уже представлены основные черты программы: это сюитность, танцевальность, и сами приёмы концертирования в чередовании сольной группы и всего оркестра. Последовавший затем скрипичный концерт Баха внёс дополнительную интригу - оба знаменитых автора словно состязались перед публикой в построении крупной формы. Сменивший Баха Шнитке, композитор с немецкой родословной, в своём опусе “Сюита в старинном стиле” явно развивал барочные элементы предыдущих авторов и был довольно близок в этой вещи к первоисточникам. Выход же из этой барочной стилистики, при сохранении сюитности и танцевальности, получился несколько неожиданным, но при этом ставил восклицательный знак в конце программы: кажется, что именно музыка Бартока (“Шесть румынских народных танцев”) сегодня более всех близка оркестру, именно эту партитуру он сыграл с большим воодушевлением и накалом.
Читать дальше>>

Главное — начать?

Фестиваль «Серебряная лира» всё-таки открылся на днях в Санкт-Петербурге. Открылся не в том формате, на который рассчитывали организаторы — Филармоническое общество Санкт-Петербурга: онлайн вместо оффлайна (президент общества Борис Березовский объявил, что концерты в Малом зале Филармонии состоятся без публикиhttps://www.youtube.com/watch?v=5uR1GnyHlio ), и с совершенно другим набором артистов. Музыканты из семи заявленных стран так и не приехали в Петербург — ни в запланированном конце октября и начале ноября, когда всё концертное было отменено Бегловым, ни в декабре, когда концерты вроде как возобновились. Понятно, насколько сложно снова выстраивать график фестиваля, передоговариваться с залами и артистами; возможно, поэтому организаторы фестиваля выбрали путь легче. В итоге афиша претерпела серьезнейшие изменения (стоит ли тогда фестиваль называть международным?), о которых официальный сайт не уведомляет (там до сих пор значится первая версия программы https://silverlyre.ru/index); сравнение же двух версий программы оказывается не всегда в пользу второй.
Читать дальше>>

О Шуберте, Брамсе замолвлю я слово

Давненько я прицельно не слушала трио, а тут такая удача: 8 декабря на YouTube-канале Филармонического общества Санкт-Петербурга вышел концерт в рамках фестиваля «Серебряная лира». И эта удача была не единственной: будто кто-то услышал мое желание провести вечер с немецкими романтиками. В программе были Ноктюрн Шуберта и До-мажорное трио Брамса. Радостно потирая свои пианистические ладошки, я села за прослушивание.
Ансамбль в составе Станислава Соловьева (фортепиано), Игоря Золотарева (скрипка) и Никиты Зубарева (виолончель) подкупил меня не только выбором программы. Хотя мне крайне импонирует соседство масштабного трио с очаровательным и доселе мне не известным ноктюрном Шуберта. В этом ансамбле я отметила хорошее «чувство локтя». Казалось бы, ну и что? Ведь любой ансамбль должен чувствовать друг друга, думать в одном направлении. Но это в теории. На практике же такую контактность удается услышать и прочувствовать далеко не всегда. Также приятно удивило распределение ролей в ансамбле.
Читать дальше>>

Скрябин в конгениальном исполнении Лаула

Этот концерт Петра Лаула задумывался кульминацией его цикла скрябинских концертов «Все фортепианные произведения А.Н.Скрябина», проходящих в Малом Зале Филармонии на протяжении 2021 года и приуроченных к 150-летнему юбилею композитора и юбилею гениального пианиста-скрябиниста Владимира Софроницкого. Замысел организаторов – Петра Лаула и Филармонического общества Санкт-Петербурга с его руководителем Борисом Леонидовичем Березовским был дерзким и амбициозным: представить слушателям на протяжении 8 вечеров Полное Собрание сочинений великого русского композитора рубежа XIX-XX веков в исполнении замечательного петербургского пианиста рубежа XX-XXI веков. И то, что этим пианистом стал Петр Лаул, не случайно. Масштабы исполнительского (и исследовательского!) творчества Петра сегодня не могут не поражать: еще жив в памяти (и, к счастью, запечатлен в записи) его грандиозный цикл из 32 сонат Бетховена (тоже поддержанный Петербургским Филармоническим обществом); вслед за ним в издательстве «Композитор» вышел объемный труд «32 сонаты Бетховена» - настоящая энциклопедия бетховенского фортепианного творчества, написанная компетентно, живо, увлекательно. Скрябинский цикл начинает и развивает эти же мега-проекты. Надеюсь, что по завершении его Лаул вновь порадует публику монографией. Можно сказать, что на наших глазах рождается новая традиция (или возрождается хорошо забытая старая) – вслед за Историческими концертами Антона Рубинштейна (1886-1887) и Игнаца Мошелеса (1846) перед слушателями развертывается серия концертов-панорам, концертов-исследований, целая система концертных выступлений, значение котороймного больше, чем смысл отдельных интерпретаций также, как и смысл целого больше, чем сумма его отдельных частей (Аристотель).
Читать дальше>>

Скрябинский цикл как художественный подвиг

Подошел к концу 2021 год. Для каждого жителя нашего города, как, впрочем, и каждого жителя нашей страны,этот год ознаменовался не только коронавирусной пандемией. Были и другие -- важные и не очень, радостные или печальные -- события, которые оставят о себе долгую память. Для небольшой же части наших горожан, интересующихся музыкальным исполнительством, год запомнится не только ярчайшими концертами, но и обидными отменами важнейших концертов, и даже целых фестивалей, вызванных вынужденными локдауанами.
Но кто бы что ни говорил, в памяти подлинных ценителей фортепианного искусства наверняка останутся пять концертов петербургского пианиста Петра Лаула, названных «Скрябин. Все сочинения для фортепиано соло». Организованные Филармоническим обществом Санкт-Петербурга совместно с Малым залом им. М.И. Глинки, эти концерты вполне достойны включения в книгу рекордов Гиннеса, ибо, насколько мне известно, подобного еще никто и никогда не осуществлял.
Читать дальше>>

Скрябин! Скрябин? Скрябин…

Наверное, Александр Николаевич Скрябин удивился бы тому, как чествуют его 150-ю годовщину со дня рождения в Петербурге. В зале Энгельгардта, полупустом и полутемном, выходящем окнами на полутемный и полупустой Невский проспект, заснеженной зимой собираются невероятные фанаты его творчества, чтобы послушать все его опусы с 42 по 54 в исполнении Петра Лаула. Праздничного подъема, свойственного музыке Скрябина этого периода как-то не получилось, хотя и мастерство пианиста, и качество музыки гениального композитора, и организация Филармонического общества были безупречны. Общая атмосфера была не то, что гнетущей, но какой-то деловито-суетливой: предъявили куаркод, надели маску,прослушали, похлопали, подарили цветы и – быстро разбежались по домам…
Читать дальше>>

Шопеновский марафон

Прекрасный подарок сделала наша Филармония поклонникам творчества великого польского композитора Фридерика Шопена. В воскресение 13 июня в Большом зале прошел концерт петербургских пианистов, названный предельно просто – «Шопен. Фортепианный марафон».
Организованный музыкальным агентством «Интерпроект «Санкт-Петербург» совместно с Филармоническим обществом нашего города, этот концерт, по сути, явился традиционным продолжением четырех предыдущих ежегодных марафонов, посвященных фортепианному творчеству, соответственно, А. Скрябина, С. Прокофьева, С. Рахманинова и Ф. Листа.
Читать дальше>>

Играя Шопена

За три с лишним сотни лет, прошедших с изобретения фортепиано, одним из его истинных властителей, без всякого сомнения, является гениальный польский пианист и композитор Фридерик Шопен.
Родившийся в 1810 году и проживший всего 39 лет, он сумел перевернуть все существовавшие до него представления о возможностях этого инструмента, и главное – подарить миру больше сотни удивительных мелодий, по праву вошедших в мировую сокровищницу, наряду с мелодиями Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского, Рахманинова, Верди, Кальмана и ряда других великих мелодистов.
По праву названный современниками поэтом фортепиано, он до сих пор остается одним из самых любимых авторов миллионов любителей музыки. И если на афише Шопен – аншлаг практически обеспечен.
Читать дальше>>

Шопен всегда Шопен

Если так пойдет и дальше, то Петербург вполне сможет претендовать на звание фортепианной столицы России. Прошедший в июне в Большом зале нашей филармонии концерт-марафон, посвященный Шопену, со всей убедительностью показал: сегодня в городе живут и работают замечательные пианисты, представляющие разные пианистические школы, и являющие собой яркие творческие индивидуальности.
Четырнадцать пианистов разных поколений, принявшие участие в трех отделениях огромного концерта-марафона, доставили многочисленным слушателям, заполнившим зал, огромное удовольствие. Во-первых, музыкой – той самой волшебной музыкой Шопена, которую давно и беззаветно любят во всех странах цивилизованного мира, а во-вторых, удивительным мастерством и талантом, присущим каждому участнику этого концерта.
Читать дальше>>

Концерт как событие

Наблюдая за концертной жизнью Петербурга, нельзя не сделать несколько вполне очевидных выводов. Возможно, весьма спорных, но, с другой стороны, способных натолкнуть на некие нетривиальные размышления.
В целом музыкально-концертную жизнь города можно охарактеризовать как чрезвычайно насыщенную и разнообразную. Пять крупных концертных залов – Большой и Малый залы Филармонии, Зал Капеллы, Концертный зал Мариинского театра и Зеркальный зал дворца Белосельских-Белозерских – практически ежедневно распахивают свои двери перед любителями и ценителями самых различных музыкальных жанров -- от старинной, классической и романтической музыки -- до сочинений современных авторов, и даже джазовых программ, получивших в последние годы постоянную прописку в филармонических залах.
Читать дальше>>

Таланты и поклонники

Как-то приятель, удивленный моими регулярными походами в филармонию, спросил: «Что для тебя важнее – собственно музыка или ее исполнение?». Отделавшись отговоркой: «хожу только на лучших исполнителей, играющих прекрасную музыку», я, тем не менее, задумался. Действительно, что именно -- музыка или ее интерпретация -- в первую очередь привлекает публику в залы? И, честно говоря, не нашел однозначного ответа.
Читать дальше>>

Три шедевра Петра Ильича Чайковского

Идея Филармонического общества Санкт-Петербурга объединить в одной концертной программе три инструментальных шедевра Чайковского –Виолончельные вариации на тему Рококо, Скрипичный и Первый фортепианный концерты – и в самом деле оказалась плодотворной. К тому же состав исполнителей – виолончелист Сергей Ролдугин, скрипач Илья Иофф и пианист Мирослав Култышев -- не мог не привлечь публику. В результате – по возможности максимально заполненный в условиях пандемии Большой зал Филармонии и, безусловно, огромный и абсолютно заслуженный слушательский успех.
Читать дальше>>

ПАМЯТИ ВИКТОРА ЛЕБЕДЕВА

Не стало Вити Лебедева, композитора Виктора Михайловича Лебедева, автора музыки к сотне фильмов и спектаклей. Ушел талантливейший человек из когорты блистательных рафинированных творцов-ленинградцев (Бродский, Уфлянд, Авербах, Алексей Герман...), которые сверкнули своим свободным шестидесятничеством и еще в те, ныне далекие, времена показали высший класс молодой питерской арт-школы. Когда Виктор Лебедев садился за рояль, казалось, что быть виртуозом легко и просто. Его мелодии восхищали.
Читать дальше>>

Достойнейшее приношение

Один из давних журналистских жанров – жанр рецензии – сегодня явно не в чести у нынешних средств массовой информации. Единственное исключение – специализированные издания, посвященные тому виду искусства, которому издание и служит. Таково веяние времени, и никто не знает, сколь долго это положение вещей продлится.
Тем не менее, в каждом виде искусства – театре, музыке, кино, архитектуре, живописи – и сегодня происходят события, требующие безотлагательного журналистского осмысления и оценки. К таким событиям, на мой взгляд, относится и один из ноябрьских концертов, прошедший в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. А именно - концерт-приношение нынешних Почетных членов Филармонического общества Санкт-Петербурга Петру Ильичу Чайковскому - одному из Почетных членов Санкт-Петербургского филармонического общества, удостоившемуся этого звания в далеком 1887 году.
Читать дальше>>

Да здравствует «онлайн»!

Шесть месяцев тому назад мы рассказали о необычном начинании Филармонического общества нашего города, а именно - о большом цикле камерных мини концертов, которые должны были быть записаны на видео в квартирах музыкантов, а затем представлены не только на собственном сайте, но и на канале Общества в YouTube,а также в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.
Пришло время подвести итоги этого, сразу скажем, удачного эксперимента. И главное, быть может, во всем этом оказалось то, что все без исключения «наполеоновские» замыслы организаторов оказались, на удивление, успешно реализованными.
Читать дальше>>

А музы в гости к нам онлайн

Практически все пресловутые англицизмы – «шопинг», «допинг», «сэйл», «ритейл», «батл», «промоушен» и тому подобные выражения, как-то незаметно вошедшие в нашу жизнь,поначалу вызывали немалое раздражение. Затем, устоявшись, вошли в привычку, и постепенно из молодежного сленга тихонько перекочевали не только в повседневную устную речь, но и – о ужас! - в литературный язык.
Хорошо это или плохо, покажет будущее. Но уже сегодня следует признать, что два подобных выражения – «онлайн» и «оффлайн» – в последнее время прочно вошли в обиход, причем прежде всего в обиход культурный. Виной тому не что иное, как коронавирусная пандемия. Опасность заражения доселе неизвестной болезнью заставила организаторов театральной и музыкальной жизни города искать пути перехода от «живых» спектаклей и концертов, то есть «оффлайн», к их виртуальному представлению, иначе - «онлайн».
Читать дальше>>

СЛОНИМСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Скончался Сергей Михайлович Слонимский – композитор, имя которого при жизни стояло в ряду классиковотечественной музыки, самых ярких представителей петербургской композиторской школы. Среди современных композиторов трудно назвать мастера, который был столь же успешен и в музыкальном театре, и в симфонических полотнах, и в камерных жанрах – от романсов и вокальных циклов до сонат и инструментальных ансамблей. Широту и многообразие художественных поисков композитора являют его оперы и балеты – от античного «Икара» до романтического «Волшебного ореха», от навеянной русским фольклором «Виринеи» до балладной «Марии Стюарт», от «Видений Иоанна Грозного» и шекспировских «Гамлета» и «Короля Лира» до «Мастера и Маргариты» по Булгакову…Слонимского всегда отличало умение выбрать верный путь к слушательской аудитории в пространстве от самой изощренной композиторской техники до «новой простоты».
Читать дальше>>

Успешный дебют

Сольный вечер в Малом зале им. М.И. Глинки – событие для любого, даже признанного всеми артиста. Сольный же дебют в этом прославленном и без сомнения одном из лучших камерных залов мира – событие вселенского масштаба. От того, как он пройдет подчас зависит вся дальнейшая карьера молодого музыканта.
Сразу скажем: дебютный вечер молодой певицы, солистки Академии молодых певцов Мариинского театра Цветаны Омельчук удался. Обладающая красивым, на редкость подвижным меццо-сопрано большого диапазона, певица предстала перед публикой и в барочном, и в современном репертуаре.
Читать дальше>>

Два вечера в «Колизей Арене»

Как-то в начале февраля, проходя мимо, я невольно остановился у двух стендов с двигающейся афишей. Мое внимание привлекло название достаточно известной в городе организации – «Филармонического общества Санкт-Петербурга», анонсирующего два своих концерта в этом зале. «Что делает общество рафинированных меломанов в «Колизей Арене?» - задался я вполне логичным вопросом, и решил сходить на оба предлагаемых концерта. И сразу же скажу: не прогадал!
Читать дальше>>

Концерт российских и немецких музыкантов

Творческие контакты студентов художественных вузов разных стран – не редкость в наше время. И все же, конструктивные контакты такого рода, венчающиеся подлинным творческим событием – явление не частое. Весьма удачным примером подобного контакта может, без сомнения, служить камерный концерт, состоявшийся в январе нынешнего года в Малом зале имени М.И. Глинки.
Организованный Филармоническим обществом нашего города в сотрудничестве с двумя высшими музыкальными учебными заведениями России и Германии – Санкт-Петербургской консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и Высшей школой музыки города Вюрцбурга, концерт оставил яркие художественные впечатления и продемонстрировал чрезвычайно высокий профессиональный уровень камерного исполнительства у студентов двух стран.
Читать дальше>>

Дух Шумана

Такая отвратительная погода, какой она, пожалуй, только в Петербурге и бывает,– промозглая, отягченная непрекращающимся дождем и порывистым ветром, кажется, совершенно не располагала к тому, чтобы высунуть нос на улицу. Вероятно, так же посчитала и часть той публики, что обычно заполняет филармонические залы, оставшись дома и не собрав аншлаг на концерте немецкого «Форе-квартета», состоявшемся в Малом зале филармонии под эгидой Х международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира».
Эти, оставшиеся у домашних очагов и масляных радиаторов, конечно, не узнают, но поприсутствовавшие на фестивальном вечере уверенно согласятся, что концерт стал украшением тусклой октябрьской афиши Петербурга.
Читать дальше>>

Бетховенский марафон Лаула, Коробова, ГАСО и Филармонического общества Санкт-Петербурга

Марафон – это дистанция, длинной 42 километра и 195 метров. Говорят, что многие могут ее пробежать. Но только немногие – с удовольствием.
Исполнить 5 Концертов Бетховена для фортепиано с оркестром – это пианистический марафон. Пианист, заявляющий такую программу, должен обладать прежде всего, выносливостью и мощью, не говоря уже о личностном масштабе. Наше время порождает пианистов такого уровня и такой степени дерзновенности. В апреле 2014 года Алексей Володин с Даниилом Райскиным исполнили такую программу за один вечер на Третьей сцене Мариинского театра; Элисо Вирсаладзе с Ариэлем Цукерманом и Израильским камерным оркестром сыграли бетховенский марафон в июне этого года в Израиле. Но то, что было исполнено вечером 27 сентября 2019 года в БЗФ Петром Лаулом и Государственным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга под управлением Феликса Коробова, - было исполнено, прежде всего, с удовольствием.
Читать дальше>>

Листовский марафон

Когда 8 апреля 1842 года великий Ференц Лист сыграл в Петербургском зале Дворянского собрания, когда публика все еще неистовствовала, двое учащихся Училища правоведения стремглав бросились после концерта домой, чтобы написать друг другу письма и выразить чувства, переполнявшие их. Это были будущий великий музыкальный и художественный критик Владимир Васильевич Стасов и будущий гениальный русский композитор Александр Николаевич Серов.
Читать дальше>>

В культуре – сила России

День России в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии отметили концертом, организованным «Интерпроект Санкт-Петербург» и поддержанным Комитетом по культуре города. Программу из шедевров русской классической музыки исполнил Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под руководством Заслуженного артиста России Александра Титова.
Читать дальше>>

Фестиваль «Серебряная лира» 2018

Фестиваль «Серебряная лира», проходивший с 26 октября по 2 ноября в двух залах Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Шостаковича, уверенно приближается к лучшим европейским фестивалям камерной музыки. Ведущих музыкантов мира привлекает возможность выступить на всемирно знаменитых филармонических площадках Петербурга, для взыскательной публики северной столицы.
Читать далее>>

Петр Лаул о цикле фортепианных сонат Бетховена
Интервью Артема Елекоева с петербургским пианистом Петром Лаулом

Фортепианные сонаты создавались Бетховеном на протяжении всей жизни: первые были написаны еще в юношеском возрасте, а последняя завершена незадолго до смерти. В репертуаре выдающихся музыкантов они появляются уже в первой половине XIX века, но, вероятно, первым великим исполнителем Бетховена был Ференц Лист. В 1832 году сонаты включил в свой репертуар Феликс Мендельсон, затем их играли Клара Шуман, Антон Рубинштейн, Ганс фон Бюлов, Адольф фон Гензельт, Шарль Алькан и многие другие знаменитые пианисты. Все 32 сонаты Бетховена стали исполнять в циклах и записывать на диски преимущественно в XX веке.
Читать далее>>

Тридцать два вопроса – и один ответ: Ольга Скорбященская о концертном цикле «Все фортепианные сонаты Бетховена» в исполнении Петра Лаула

В течение 2015 года, а точнее – в течение семи фортепианных вечеров, состоявшихся в петербургском Малом зале имени М.И. Глинки с января по декабрь этого года, произошло событие, равного которому трудно найти на всех концертных афишах не только Санкт-Петербурга, но и других музыкальных столиц России и мира. В исполнении известного петербургского пианиста Петра Лаула прозвучали все 32 фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена. Инициатором этого бетховенского марафона выступило Филармоническое общество Санкт-Петербурга, поддержанное Комитетом по культуреСанкт-Петербурга. Инициативу петербургского Общества поддержали и две общероссийские организации – недавно созданный Российский Музыкальный Союз и Национальный Фонд Поддержки Правообладателей.
Читать далее>>

Памяти Вана Клиберна. Прощание с легендой

Пришедшее 27 февраля 2013 года горчайшее известие о кончине Вана Клиберна отнюдь не вызвало какой-то уж особенной реакции ни наших СМИ, ни наших музыкальных мэтров. Мир музыкантов, в общем, не перевернулся. Как говорится, жаль, но что поделаешь: почтенный все же возраст, 79-й год, да и болезнь нешуточная – рак костей. Как водится, информационные каналы напомнили о том, что это был талантливейший пианист, когда-то, в 58-м сумевший одержать победу на 1-м конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. По телевизору продемонстрировали несколько известных фотографий 55-летней давности, с которых улыбался обаятельнейший молодой человек с пышной шевелюрой; скупо выложили коротенькие, чудом сохранившиеся видео-фрагменты его выступлений. Припомнили и то, что этот весьма юный музыкант невольно послужил тогда снижению немалой напряженности между США и СССР. Вот, пожалуй, и все. Но почему так скупо? Почему?!
Читать далее>>